Содержание материала

Рамиль Мухометзянов из Иркутска предлагает вниманию одну из статей 1 номера "Шахматного Приангарья":

В 1905 году в Иркутске появился первый шахматный кружок.

От автора: Данная статья готовилась к 100-летию иркутского шахматного кружка и была опубликована пять лет назад. За прошедшее время удалось найти новые данные по этой теме, но нам бы хотелось, чтобы читатели узнали все в той последовательности, в какой у нас собиралась вся эта информация. Поэтому начнем с той давней публикации 2005 года, а завершим разговор новыми находками.

История дореволюционных шахмат в нашем регионе до сих пор еще никем всерьез не исследовалась, не считая небольшого экскурса, сделанного Э.Г.Азербаевым в эпохальной книге "Иркутский спорт в ХХ веке", вышедшей в 2004 году. Там, по крайней мере, названы имена шахматистов дореволюционной поры, основавших первое в Иркутске общество любителей шахматной игры. Еще раньше свой вклад в освещение этой тематики внес Е.А.Ячменев, рассказавший о шахматных увлечениях декабристов, живших в наших краях. Правда, этот материал в большей степени касается не столько их иркутского периода, сколько жизни декабристов вообще, но все же кое-какое представление нужного плана дает. Кстати, теме шахматного декабризма и в прежние годы в центральной печати уделяли немалое внимание, так что, думается, необходимо просто обобщить все имеющееся для того, чтобы сложилась более ясная картина. Ведь известно, что декабристы явились родоначальниками шахматной жизни во многих регионах страны (Поволжье, Урал, Зауралье, Сибирь, Русский Север и т.д.), есть смысл подозревать в этом и иркутскую "диаспору".

И все же во времена Трубецких-Волконских это были еще не совсем те шахматы, о которых принято говорить. Нет, конечно, и правила, и внешний вид являлись уже такими же, как сейчас, но другой была сама суть явления. Шахматы стояли практически в одном ряду с картами, лото, шашками и другими настольными играми, к спорту отношения не имеющими. Потому и соперничество шло лишь между двумя игроками (то есть в матчевом духе), а не со всеми участниками. Турниры стали появляться лишь с середины XIX века, да и то на западе страны. Поэтому, например, информацию о том, что в 1835 году иркутский губернатор Броневский, которого считают большим любителем этой игры, пытался устроить городской шахматный турнир, вряд ли можно рассматривать всерьез. Как и другие подобные предположения, связанные с пребыванием у нас декабристов, ссыльных поляков, политических заключенных да и просто образованных людей, внесших вклад в культурную и научную жизнь Иркутска. Все они могли (а многие наверняка и умели) играть в шахматы, но до организации специальных соревнований дело дойти просто не могло, так как и отношение к шахматам, и условия были другими. Лишь с появлением в журналах первых шахматных отделов, с образованием первых шахматных кружков и выделением в них сильных игроков стала складываться настоящая (хоть пока еще и внеспортивная) шахматная культура. Понятно, что застрельщиками в этом деле были жители столиц - москвичи и петербуржцы. Но вскоре шахматные очаги стали появляться и на периферии Российской империи - в Харькове, Ташкенте, Киеве, Казани, Новгороде, Воронеже.


Шахматное освоение Сибири

Отрадно, что и Сибирь достаточно быстро подключилась к общему процессу, причем значительно раньше других регионов. Уже в 1800-х годах в Красноярске появился первый за Уралом шахматный кружок, который возглавил известный в дальнейшем археолог и ученый-просветитель И.Т.Савенков. Это тем более удивительно, так как Красноярск в то время значительно уступал Томску или Иркутску и по количеству жителей (почти в два раза), и по экономическому развитию. Важнее оказались не эти показатели, а наличие увлеченного человека, каким проявил себя Иван Тимофеевич, приехавший после окончания Петербургского университета в 1870 году. Работая вначале простым учителем, а затем директором учительской семинарии, которую возглавлял в течение двадцати лет (с 1873 по 1893 годы), он сумел сплотить вокруг себя многих любителей шахматной игры. В 1886 году он осуществил свою заветную мечту, организовав матч по телеграфу с сильнейшими шахматистами Петербурга. К этой цели Савенков шел многие годы, в течение 4 лет изобретая цифровой код для передачи ходов, получивший позднее мировое признание. И все же матч вряд ли состоялся, если бы не личное знакомство Савенкова со многими корифеями питерских шахмат (с Эммануилом Шифферсом будучи студентом он даже сыграл пару матчей) и с самим М.И.Чигориным. Именно в переписке с Михаилом Ивановичем красноярец и предложил свою замечательную идею, которую российский чемпион с энтузиазмом поддержал. Это действительно являлось в ту пору сенсацией - матч столицы с затерянным в бескрайней тайге сибирским городком. Но еще более сенсационным оказался итог этого матча - 1,5:0,5 в пользу Красноярска! Сибирь оказалась сильней центра!

Об этом красноярском успехе написано уже немало статей в газетах, журналах и книгах. Известный красноярский журналист и шахматный историк Александр Фрадкин, ныне живущий в Израиле, приводит и вовсе уникальные сведения о партии, сыгранной между красноярскими жителями Марчком Хомяковым и Андрюшкой Волынщиком в 1686 году, то есть всего через 58 лет после зарождения города! Выходит, уже тогда "служивые люди" вовсю сражались за шахматной доской, причем не какие-то придворные вельможи, а простые граждане.

Но есть и еще более раннее упоминание о шахматах в Сибири. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором запрещал в Тобольске и "иных сибирских городех и уездех" играть в карты и шахматы, считая это "бесовским действием". А если вспомнить, что и до прихода русских монгольская разновидность шахмат была популярна среди местных жителей (бурят, эвенков, якутов и т.д.), то становится очевидным, что история этой игры в нашем регионе уходит корнями, может быть, даже в еще более глубокую древность, чем на Западе.

(Более подробно о шахматном освоении Сибири и Дальнего Востока - по этой теме собрано уже немало материалов - мы планируем регулярно рассказывать в специальной рубрике - "Страница Ассоциации любителей шахматной истории Сибири и Дальнего Востока").


Начало положено

Тот же 1886 год, прославивший Красноярск, стал знаменателен и для Иркутска. В первых числах января в гостинице "Московское подворье", расположенной в Сукачевской усадьбе на Мелочном базаре (ныне это здание областного суда на площади перед цирком) открылось "специальное помещение для бесплатной игры в шахматы". Трудно сказать, оказало ли это обстоятельство хоть какое-нибудь влияние на дальнейший ход событий, но, тем не менее, этот факт, запечатленный в иркутских летописях, явился первым упоминанием об общественном значении шахмат. Впервые обычная игра стала не внутренним делом двух человек, а неким объединяющим различных людей фактором. Причем даже из этого скупого газетного сообщения становится ясным, что платные шахматы, скорее всего, были и до этого. Многие питейные заведения на Западе (рестораны и кафе) в ту пору имели специальные столики для игры (и не только в шахматы), в которых за определенную плату можно было увлекательно провести вечер. Вероятней всего, открытие "специального помещения" в гостинице преследовало ту же коммерческую цель, так как хоть шахматы и предоставлялись бесплатно, все остальное - выпивка, закуска, сигареты - были по ценам заведения. Но было и еще одно существенное обстоятельство: владельцем гостиницы являлся Владимир Платонович Сукачев, будущий городской голова, прославившийся своими благотворительными делами. Отличавшийся прогрессивным мышлением, сторонником всего нового и передового, Владимир Платонович внес огромный вклад в развитие нашего города. Благодаря ему у нас появилась уникальная картинная галерея, которую Сукачев завещал городу и которая стала основой Художественного музея. Отрадно, что среди его многочисленных славных деяний оказалась и спортивная составляющая. Одним из первых он поддержал велосипедный спорт, позволив построить циклодром, развивал гимнастику, конькобежный спорт, бильярд, и, как видим, не остался в стороне и от шахмат.

Так или иначе, но открытие специальной комнаты в "Московском подворье" вполне можно считать прообразом будущего шахматного клуба. Поэтому не случайно, что в 1986 году тогдашний руководитель приангарских шахмат Виктор Давыдович Шувалов организовал мероприятия, посвященные 100-летию иркутских шахмат. Очевидно, что резон для этого был. Правда, юбилейная дата прошла совершенно незаметно для широкой общественности, но это уже, как говорится, издержки производства. Нам же остается воздать должное Владимиру Платоновичу Сукачеву, который стал, по сути, крестным отцом иркутских шахмат. Вероятно, он и сам умел играть, подтверждение чему мы постараемся отыскать.


Ровесник первой революции

Прошло еще два десятка лет, прежде чем иркутские шахматисты решили оформиться как общество. Не самое лучшее это было время: в стране нарастала революционная ситуация, и, казалось, никому нет дела до шахмат - ни правительству, ни народу. На самом же деле, возможно, все было как раз наоборот. Интерес к игре в связи с успехами российских шахматистов на международной арене (прежде всего М.И.Чигорина) значительно возрос, и кружки стали открываться один за другим, правда, под строгим присмотром властей. Разрешение на учреждение шахматного общества требовалось получить от министерства внутренних дел, и, наверное, здесь многое имело значение: и благонадежность учредителей, и ходатайства властей, и рекомендации шахматных авторитетов. В истории российских шахмат были случаи создания шахматных клубов специально под ведение революционной агитации, которые с помощью внедренных агентов полиция легко выявляла и ликвидировала. Таким образом, подобные объединения были выгодны и самому правительству, так как в случае обнаружения политического криминала все члены клуба оказывались засвеченными (в отличие от нелегально работавших подпольщиков, ловить которых было непросто).

Интересной оказалась история создания клуба в Казани. Когда в середине 1884 года было объявлено о появлении "Общества любителей шахмат", то выяснилось, что его членами стали почти 300 человек во главе с губернатором, городским головой, главой уездной управы и другими высокопоставленными особами. Уже в следующем году оборот этого общества составил баснословную сумму в 22 тысячи рублей. Казалось бы, вот это размах! Но вскоре выяснилось, что под видом шахматного клуба, расположившегося в двухэтажном особняке, действует настоящий игорный дом, где главную роль играли карты и бильярд. Из той многотысячной суммы на долю шахматистов пришлось - вы не поверите - целых 50 рублей! Да их, шахматистов, и было-то всего несколько человек. Зато уж гарантировано в этом заведении никакой смуты не могло бы в принципе завестись.
Как бы то ни было, но посланные из Иркутска в Санкт-Петербург учредительные документы в январе 1905 года вернулись одобренными и подписанными товарищем (то есть заместителем) министра внутренних дел сенатором П.Н.Дурново, о чем не преминули сообщить иркутские газеты.

Это значит, что сам процесс подготовки бумаг начался значительно раньше, то есть еще в 1904 или даже 1903 году. Пока документы дошли до места назначения, пока были рассмотрены и утверждены высокой инстанцией, пока затем возвращались назад - времени прошло немало. И вот в самом начале 1905 года в Иркутске появилось первое официально действующее общество любителей шахматной игры. Явление оказалось настолько знаменательным, что упоминание об этом событии вошло в знаменитую романовскую летопись. Вот что писалось в ней о 1905 годе: "13 января. Товарищ министра внутренних дел сенатор П.Н. Дурново утвердил устав общества любителей шахматной игры в Иркутске". И далее: "26 февраля. Открыло свои действия новоучрежденное общество любителей шахматной игры. Плата 1 рубль в месяц. Учредитель В. Ровинский".

Продолжение следует.